Главная страница > Психотерапия > Подростковая психология > Подростковые страхи

Подростковые страхи

В подростковом возрасте дети отличается непредсказуемостью, эмоциональной неустойчивостью, сильной восприимчивостью к происходящему вокруг них. В этот период психика подростка уязвима и сильные эмоциональные и психические нагрузки могут спровоцировать стресс. Безусловно, решить проблему тревожного подростка может только психолог. Тем не менее, роль родителей все так же чрезвычайно важна. Подростковый возраст – важнейший период в формировании индивидуального мировоззрения, построения системы отношений с окружающими, интересов, увлечений и взглядов на собственную жизнь. В этот период происходят трансформации самооценки подростка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенности в себе.
Подросток, с одной стороны, стремится сохранить и даже подчеркнуть свою индивидуальность, а с другой – быть частью значимой группы, соответствовать тем ценностям и нормам, которые там приняты. Он экспериментирует над своей жизнью, пытается попробовать примерять на себя множество образов и ролей. Выстраивает индивидуальные, особые, иногда кажущиеся утрированными, иногда положительные, стратегии поведения. Для этого, безусловно, ему нужны объекты подражания, которые идеализируются подростком. В этот период он делает попытки познать и изучить самого себя, чтобы в дальнейшем, найти способ принятия собственного «Я» и стать зрелой личностью.Безусловно, этот процесс непрост как для самого подростка, так и для его родителей.
Одной из психологических проблем, развивающихся именно в подростковом возрасте, являются различные страхи. Они порой необъяснимы, спонтанны и неуправляемы. Это связано с общей физиологической перестройкой организма ребенка.
Страхи часто мешают выполнять различные действия, связанные с личной, школьной и другими сферами жизни подростка. Одной из распространенных форм страха в этот период является проблема так называемых «мнимых уродств». Тело ребенка претерпевает некоторые трансформации, которые порой происходят не всегда так гармонично, как бы  ему того хотелось , чтобы походить на свои идеалы. Поэтому, они часто ощущают себя неуклюжими и некрасивыми. Порой, недовольство собой может расти, усиливаться и приводить к достаточно негативным последствиям. Такое часто происходит, когда подросток стесняется своей внешности настолько, что не в состоянии обсуждать эту проблему даже с близкими друзьями. Это может выражаться в том, что ребенок начинает стесняться определенных частей тела, перестает общаться со сверстниками, выходить из дома, заниматься учебой и даже любимыми делами. В этом случае, родителям необходимо внимательно отнестись к этой проблеме, предупреждая развития комплекса неполноценности. Важно деликатно разговаривать на проблемную тему. В тяжёлых ситуациях нужно обратиться за помощью к психологу.
Однако у всех детей в  подростковый период проходит по- разному. Поскольку, он обильно насыщен крайностями и характеризуется  довольно полярными проявлениями, в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного подростка.
Некоторые подростки, могут быть сильно расторможенными, самоуверенными и агрессивными. Они хвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок. Другие дети, напротив, страдают от страхов, неуверенности, неспособности защищать себя.
Страхи могут провоцировать различные эмоциональные проблемы. Например: однажды возникший, страх перед контрольной, может непроизвольно запечатлеться в эмоциональной памяти надолго (конечно если ребенок имеет предрасположенность к страхам) и напоминать о себе всякий раз при повторных контрольных и экзаменах. В таких случаях может развиться волнение из-за ожидания очередной неудачи, даже просто от предоставления ребенку возможности проявить себя. Страх неудачи, может выражаться и в других формах: заикании, неврозах навящевых состояний и различных фобий.
Тревожность  может, так же, развиваться по причине негативной оценки со стороны родителей, тех изменений, которые так активно происходят в жизни ребенка. Им часто не понятны проявления крайностей во внешнем виде и поведении подростка. В связи с этим родители могут демонстрировать свое негативное отношение и жесткий контроль, в попытках повлиять на поведение ребенка. Однако, необходимо понимать, что эти изменения являются временными, а негативное родительское отношение может только спровоцировать усиление проявлений, либо навящевых сомнений и опасений не соответствовать роли хорошего ребенка, либо открытый протест и агрессию по отношению к родителям.
Вместо этого, гораздо более эффективной может стать другая стратегия поведения. Родитель может помочь ребенку стать более уверенным и оказать содействие в построении социальных отношений, просто став для него моделью для подражания в том, как знакомиться и поддерживать контакты с новыми людьми. Можно, так же, чаще спокойно, доверительно не критикуя обсуждать с подростком те или иные моменты его жизни, чтобы давать ему возможность проговаривать свои страхи и опасения. Все это поможет родителям установить хороший, контакт с ребенком, а подростку лучше овладеть необходимыми социальными навыками и сгладить некоторые актуальные страхи.