Религия

Религиозная аддикция и зависимость — как избавиться?

Религиозная зависимость - как избавиться?

В основе религиозной, как и любой другой зависимости лежит злокачественное нежелание индивида принимать в полной мере ответственность за то, что происходит в его жизни. В связи с этим, он начинает искать «волшебное» средство вне своей собственной личности, которое решит все его проблемы и сделает его счастливым без какого – либо существенного участия его самого. Так, с самого раннего детства формируется так называемое «мистическое мышление».

Впоследствии, в силу ряда причин (психотравма, социальная нестабильность, тревожные и депрессивные расстройства), наступает личностный кризис. Тогда человек «находит выход» в употреблении психоактивных веществ, игре в азартные игры, а также у лиц , «проповедающих» какую – либо сверхценную идею «способную сделать счастливой». К сожалению, последний вариант, кажущийся весьма невинным, и предлагающийся чаще всего под видом служения Богу (богам) оказывается на деле деструктивной религиозной зависимостью. Она может развиться от тоталитарной секты (гордо называющей себя «церковью», «братством», «орденом», и т.д.) или в рамках какого-либо традиционного вероисповедания.

Психология религиозной зависимости

Большая часть людей попадает в секты в состоянии психологического кризиса, отчаянья. Секты используют именно это состояние, чтобы «помочь» человеку реализовать потребность заполнить душевный вакуум, снизить тревогу, обещая быстрое и окончательное решение вопросов. Секты стремятся к контролю. Посредником между Богом и членами общины выступает некий учитель, гуру, нередко наделенный практически неограниченной властью. Религиозную зависимость как раз и отличает устойчивая потребность переложить ответственность за свои взаимоотношения с Богом на сильного наставника, учителя или старца, который должен установить регламент взаимоотношений с Богом: что читать, что есть, сколько спать. Иногда религиозная зависимость может скрываться за вполне притягательными для определенного типа людей формулировками: «отсечь свою волю»; «принести свою свободу в жертву Богу в лице наставника». Вряд ли человек без воли и без уверенности в собственной ценности способен на какой-либо значимый поступок. Но, попав в кризисную ситуацию, бывает, что он непрестанно ищет, кто бы ему «дал совет», кто бы решил за него его проблемы. Сравнение изменений, происходящих в психике человека в результате его участия в секте, с изменениями, возникающими при аддикции, может проводиться и с количественной стороны, выражаясь в том и другом случае в стремлении человека получать все больше переживаний.

Таким образом, религиозная зависимость, как и любая другая, становится одним из способов бегства от тревоги, ответственности, необходимости решать свои личностные и духовные проблемы. Аддикция к секте представляет большую опасность, чем пищевая или даже игровая зависимость, поскольку чаще вызывает психические нарушения шизофреноформного характера у религиозных аддиктов.

Способы избавления

У этого «ментального рабства» есть целый ряд отличительных признаков:

  • Сужение круга интересов
  • Тревожность и депрессия (чувство уязвимости, беспомощности)
  • Максимализм («спасён/проклят»)
  • Индоктринация чувства вины («все грешники») и заниженная самооценка
  • Асоциальное поведение (тунеядство, изоляция, отрицание общепринятых ценностей, разрушение семей)
  • Снижение критики (принятие желаемого за действительность, подгонка фактов и самообман, неспособность думать, сомневаться)
  • Индуцированная извне покорность, жертвенность
  • Шизоидация (уход в мир фантазий)
  • Мистическое мышление (слепая вера в чудеса, созданные не мной)
  • Ограничения (в еде, деньгах, общении, «удовольствие – это зло»), отказ от секса («это грязь»)
  • Соблюдение необычных ритуалов, изменённое состояние сознания
  • Нереалистичные финансовые пожертвования.

Всё это и характеризует «культовую травму», имеющую прогредиентное течение. В этом случае вопрос её лечения достаточно сложный. Прежде всего, жизненно необходимо изолировать человека от объекта зависимости и всего, что с этим связано. Далее требуется активное вмешательство психиатра, психотерапевта, включая медикаментозные и немедикаментозные методы. И, конечно же, финалом этого процесса должна быть длительная реабилитация и ресоциализация. Профилактикой этой проблемы будет формирование у человека широкого круга интересов и критического подхода, а также информированность и своевременная психологическая поддержка. И, пожалуй, главное, что следует усвоить всем – это то, что у Бога есть только две руки, чтобы тебе помочь – это твои собственные руки.