Оптимальные условия для ребенка
Вы можете составить список тех вопросов, которые Вас волнуют. Конечно, специалист проведет свою диагностику, но Вы существенно поможете ему, если скажете, на что обратить внимание.
Поразмышляйте: как давно у ребенка эта проблема? Как она проявляется чаще всего? Что вы уже делали, чтобы ее решить? Очень часто так бывает, что при одном родителе проблема есть, при другом ее нет. Понаблюдайте, есть ли зависимость проблемы от окружающих людей, ситуаций и пр.
Если Вы с ребенком проходили обследования у невролога, психотерапевта или психиатра, будет хорошо, если Вы вспомните, что они Вам говорили, какие диагнозы ставили, и какие препараты назначали.
Скажите, что вы поедете к детскому психологу. Не стоит придумывать каких-то других версий без веских на то причин. Поясните, что это дядя или тетя, который помогает деткам решить их проблемы. Расскажите, что там ребенок сможет поиграть и поговорить. Не пугайте и не угрожайте строгим доктором. Это затруднит дальнейшую работу с малышом.
Оптимально, когда приходят все члены семьи. То есть желательно присутствие обоих родителей и ребенка. Это не обязательное условие. Просто чем больше взрослых будет присутствовать, тем более информативной и полезной будет беседа. Если в воспитании принимают активное участие бабушка или няня, будет здорово, если они тоже смогут присоединиться.
Если в вашей семье есть другие дети, то их стоит брать только по желанию, или если они имеют непосредственное отношение к проблеме. Наличие двух взрослых также желательно, если малышу меньше 5 лет. В таком случае, второй взрослый человек может подождать с ребенком в другой комнате, пока психолог поговорит с мамой, если такая необходимость возникнет. После 5-6 лет дети обычно могут подождать и одни. Однако это все пожелания. Если какое-то из условий невыполнимо, это не повод отказываться от встречи.
Главная цель общения – определить психологическое состояние ребенка и дать рекомендации по развитию. В большинстве случаев для решения детских проблем нужно проводить комплексную помощь и психологическую работу с родителями.
Как проходит работа психолога с ребенком?
Обращаться к специалисту можно с любыми вопросами по развитию детей. Причем даже если явных отклонений в поведении ребенка нет. Иногда консультация у детского психолога проводится накануне планирования или во время беременности. Сеанс поможет будущим родителям подготовиться к родам и понять, с чего стоит начать воспитание малыша. Ребенок – это маленький человек, которому постоянно требуется внимание и забота родителей. От их участия зависит становление личности.
Первое, о чем заходит разговор на консультации – это причины обращения к психологу. Родителям стоит тщательно сформулировать вопросы, которые они хотели бы задать. Ребенок при первом общении с психологом также может вовлекаться в беседу. Это позволяет точнее определить дальнейший формат работы.
На сеансах детский психолог ищет индивидуальный подход к ребенку. Ведь главная задача – установить доверительные отношения. Взаимодействие позволяет выявить явные и скрытые проблемы, если таковые есть, и найти им практическое решение.
Детский психолог может общаться с ребенком, как в индивидуальном порядке, так и в рамках групповой терапии. Она помогает ребенку обрести и развить навыки общения и социального взаимодействия. Также используются такие методы терапии:
-
игровая
-
песочная
-
водная
-
сказкотерапия
-
арт-терапия
Для родителей предусмотрены специализированные тренинги и семинары.
На первый прием рекомендуется взять домашние рисунки ребенка – это поможет в психодиагностике и определении направления сеансов.
Результатом посещения детского психолога, помимо решения явных вышеописанных проблем, становится лучший контакт родителей со своим ребенком. А это ключевой аспект эффективного воспитания.
Когда нужен детский психолог?
На консультацию к детскому психологу можно прийти с малышом любого возраста, просто от рождения, если вы:
-
стараетесь узнать, как развивается малыш в раннем возрасте
-
чувствуете, что вам сложно договариваться с ребенком
-
сталкиваетесь с частыми детскими истериками
-
пытаетесь создать дома развивающие-игровое пространство для малыша
-
хотите знать, какие стратегии воспитания выбрать для детей разного возраста
-
стремитесь научиться как строить отношения
-
желаете успешно адаптировать малыша в садик, школы
-
учитесь понять, что является нормой, а что отклонением в развитии малыша
-
хотите помочь ребенку быть более сосредоточенной и последовательной в выполнении заданий
На первичной встрече специалист изучает запрос родителей и потребности малыша, а также, в свободной игре и взаимодействия ребенка и взрослого проявляет сильные стороны ребенка, на которых и основаны рекомендации для семьи.
По результатам консультации семья получает индивидуальные советы и план действий, которые сможет реализовать в повседневной активности для достижения цели.
Методы работы детского психолога
В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат
Отличаются от методов работы со взрослыми по следующим причинам:
-
Ребенок зачастую не понимает цели его контакта с детским психологом, т.е. он не мотивирован на изменения.
-
Он не понимает на сознательном уровне, в чем заключается его проблема и почему он здесь.
-
Ребенок, при том, что чувствует свое неблагополучие, не может его вербализировать, т.е. описать словами проанализировать причины.
-
Ребенок может вообще не понимать, что от него хотят родители и психолог.
-
В силу этих причин детский психолог применяет такие методы диагностики расстройств и лечения ребенка, которые в первую очередь заинтересовали самого маленького пациента.
-
Психологическое тестирование ребенка проводится в виде игры, в виде рисунков и пр.
К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним
Чем раньше Вы обратились за помощью, тем лучше прогноз. Тем меньше проблем ожидает в будущем Вас и Вашего ребенка, и тем лучше будет Ваше психологическое состояние и качество жизни в целом.
Что спрашивает детский психолог на консультации?
Взаимодействие детского психолога на консультации с родителями обычно начинается с ознакомительной беседы и обсуждения проблемы, с которой они обратились. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье на этом этапе очень важны, поэтому старайтесь давать полные и честные ответы. Вас спросят о дате рождения ребенка, особенностях беременности и родах, об условиях проживания и воспитания. Часто кажется, что такие вопросы не имеют никакого отношения к проблеме, но в психологии бывают ситуации, когда даже самые незначительные на первый взгляд детали оказывают сильное влияние на ребенка.
Чем поможет детский психолог?
Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.
Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.
Если Вас беспокоят трудности в поведении ребенка, вы замечаете, что у него есть сложности в общении со сверстниками, неудачи в учебе, плаксивость — следует обратиться за консультацией к специалисту, который поможет детям с трудностями в поведении и общении. Консультация психолога поможет вовремя решить проблему и избежать осложнений в будущем для ребенка.
Советы детского психолога родителям
Помогите ребенку стать личностью
Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку стать личностью? Детские психологи дают простые советы, которых можно придерживаться при общении со своими детьми.
-
Вместо того, чтобы планировать жизнь ребенка на двадцать лет вперед, спросите себя: Каким он станет в будущем?»
-
Постепенно давайте ребенку свободу выбора, начиная с незначительных мелочей, вроде того, что он сегодня хочет на ужин – рис или картофельное пюре, какой мультфильм хочет посмотреть: про поросенка или про волка и зайца. Общаясь с ребенком таким образом вы не только учите его принимать самостоятельные решения, но и помогаете ему прислушаться к своим ощущениям, он начинает понимать, что ему нравится больше, а что – меньше. Сначала в еде, потом в игрушках, а затем и в своей жизни.
-
Учитесь слушать своих детей. Как часто бывает, что ребенок говорит родителям, что он обижен или скучает, а они не хотят выяснять причины этой проблемы. Взрослые быстро забывают, что значит быть детьми. С их позиции проблемы малыша – это пустяки, не стоящие внимания. Но для ребенка – это целая трагедия! Поэтому необходимо научиться уважать своего ребенка, это придаст ему в будущем уверенность в себе и своих силах.
Важно относиться к ребенку, как к взрослому человеку, который имеет право на свои собственные чувства, свой взгляд на вещи, свои предпочтения, вкусы и желания, которые не всегда совпадают с представлениями о них у родителей. Тогда вы узнаете, какое это увлекательное занятие – вместе со своим ребенком заново открывать, как устроен мир, и учиться понимать себя и строить свою судьбу.