Задачи специалиста
Сегодня эффективное управление компанией, успешное развитие собственного бизнеса невозможно без участия в организационном процессе психолога, который занимается многими аспектами общения руководителя с подчиненными, отвечает за кадровую работу и следит за состоянием психологического микроклимата в коллективе. В должностные обязанности организационного психолога, который нередко состоит в штате компании, помимо нормализации обстановки среди сотрудников, входит также психологическая поддержка управленческого состава, разработка эффективного инструмента управления предприятием, для чего специалисту необходим определенный багаж знаний в области экономики, менеджмента и маркетинга.
Нередко организационный психолог, образование которого позволяет этим заниматься, выполняет обязанности менеджера по персоналу или помогает кадровым специалистам правильно организовать процесс рекрутинга кандидатов. Опытный специалист разрабатывает специальную систему тестирования или анкетирования будущих сотрудников, претендующих на вакантную должность, с целью выявить кандидата, максимально соответствующего по всем психофизиологическим характеристикам требуемым параметрам. Учитываются многие параметры, даже психологическая совместимость по типу темперамента человека, его интересы в свободное время. Иногда психологи задают вопросы, откровенно ставящие тестируемого в тупик, поскольку они не относятся к предполагаемой деятельности, но именно глубокое знание психологии позволяет выбрать нужного человека.
Помимо рекрутинговой деятельности организационный психолог отвечает за урегулирование производственных конфликтов и помогает сотрудникам правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принять единственно верное решение. Организационный психолог помогает сотрудникам снять накопившийся стресс, разобраться в личных проблемах, которые косвенно отражаются на производительности труда человека. Для увеличения мотивации персонала специалистом-психологом разрабатываются грамотные стратегии, которые применяет руководитель предприятия при управлении людьми. Неоценима помощь психолога и в трудные моменты реорганизации или во время внутренних перестановок в структуре компании.
Основные задачи — нормализации обстановки среди сотрудников, а также психологическая поддержка управленческого состава, разработка эффективного инструмента управления предприятием.Задачи организационного психолога
Выражение «я даже не знаю, с чем его едят» вполне применяемо в отношении психолога в организации. Так может сказать любой «отловленный» для интервью прохожий, если ему задать вопрос: кто такой психолог в организации? Между тем, все чаще для психологов объявляются вакансии на должности директора по персоналу (или его зама), тренинг-менеджера, корпоративного тренера, психотренера и т.д. в самых разных организациях – от банков и различных коммерческих структур до научных и проектных институтов.
Оргпсихолог консультирует руководителя и специалистов по вопросам психологии управления, психологических аспектов маркетинга, рекламы, построения системы мотивирования и профессионально-личностного развития сотрудников. Это связано, в первую очередь, с пониманием руководителями ценности и значимости «человеческого фактора». Ведь именно персонал, сотрудники компании – главный ресурс развития любой фирмы в современном мире. А персонал – это люди, где каждый человек со своими особенностями характера, мотивации, поведения и к каждому нужно найти подход, понять в каком направлении следует развивать данного сотрудника и развивать ли вообще.
И здесь организационный психолог незаменим, поскольку следит за «психологической формой» сотрудников, проводит обучение коллектива искусству общения и решению конфликтов, помогает наладить отбор, подбор и аттестацию кадров, выстроить систему нормирования труда, систему обучения и повышения квалификации, помогает оптимизировать взаимодействие между отделами или подразделениями, повысить качество обслуживания, организует процесс создания и развития корпоративной культуры, приверженности и многое другое – налаживая общение между людьми в сфере бизнеса. С персоналом связаны не только основные ресурсы развития, но и главные риски и угрозы безопасности любого современного предприятия. Без качественного психологического сопровождения бизнес-процессов и кадровых решений невозможно добиться ни приемлемой защищенности бизнеса, ни устойчивой и, тем более, перспективной жизнеспособности предприятия.
Безусловно, указанные задачи может решать только квалифицированный психолог. Время, когда каждый думал, что является спецом в области психологии уходит. Пришло время профессионалов! Психология становится все более востребованной специальностью, а в специалистах-психологах видят не только более проницательных людей и «лекарей душ», но и практиков, способных существенно влиять на успешность любого предприятия, любой компании или фирмы. Современный оргпсихолог является именно таким практиком, организующим информационные и психологические процессы на предприятии самым эффективным образом!
Какие виды консультирования применяются?
Под бизнес-процессами мы понимаем деятельность по преобразованию ресурсов в продукты и услуги, включая модели управления, координации, передачи информации и принятия решений. Организационный психолог работает в области процессного консультирования. Более того, консультировать организацию «по процессу» лучше всего удается именно организационному психологу, знающему теорию деятельности, организационную психологию и психологию труда, психологию управления и инженерную психологию.
Существует три вида консультирования:
Экспертное консультирование – в этой области работают, в основном, экономисты и юристы – к помощи экспертных консультантов организации прибегают, когда надо получить конкретную рекомендацию, заключение или совет;
Проектное консультирование – в этой категории работают специалисты самых разных специальностей, но преобладают бывшие руководители фирм (производств, проектов), экономисты, инженеры – к помощи проектных консультантов организации прибегают, когда необходимо разработать конкретный проект под бизнес-идею или осуществить и внедрить бизнес-план;
Процессное консультирование – специалисты, работающие в этой области консультирования, также могут быть из разных профессий, но преобладают здесь социологи, психологи, педагоги. За помощью к процессным консультантам, организации обращаются, когда необходимо улучшить, эффективно организовать или наладить бизнес-процессы в организации.
Задачи оргпсихолога на предприятии
Организационный психолог должен максимально раскрыть потенциал участников процесса, научить их успешно взаимодействовать друг с другом, наладить их совместную деятельность. При этом сам консультант должен как можно меньше участвовать в обсуждении проектов и давать советы по вырабатываемому продукту и высказывать свое мнение по поводу его качеств и свойств. Это условие необходимо соблюдать для того, чтобы у консультанта была возможность безболезненно для организации покинуть ее по окончании своей работы.
Если консультант уходит из организации, и после его ухода процессы в организации останавливаются или замедляются, то плох тот психолог-консультант. Значит, он не организовывал процесс, а руководил проектом, а это совсем другая сфера консультирования, впрочем, вполне приемлемая для внутреннего консультанта.
Организацию можно рассматривать как систему. Тогда подразделения, отделы и персонал организации мы рассматриваем как части этой системы (совокупность подсистем). Организация, в свою очередь, является частью (подсистемой) другой, большей системы или надсистемы (например, рынка). В зависимости от уровня своей квалификации организационный консультант-психолог работает на подсистемном, системном или надсистемном уровнях.