Чем занимается когнитивный психолог
Когнитивная психология – это раздел психологии, который изучает познавательные процессы с помощью различных методов и методик, а также имеет теоретическую и практическую основу. Основной предпосылкой когнитивной психологии является то, что базовые составляющие психических процессов можно выявить с помощью научных методов, а внутренние процессы психики могут быть описаны с помощью правил или алгоритмов, применяемых в моделях обработки информации и в моделях искусственного интеллекта. Данная предпосылка лежит в основе когнитивного подхода.
Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом люди расшифровывают информацию о реальной действительности и организуют её, с тем, чтобы проводить сравнения, принимать решения и решать проблемы повседневной жизни
Современное направление когнитивной психологии представляет собой множество направлений исследований и концепций, объединённых между собой общими целями: изучением перцепции, памяти, внимания, особенностей сортировки и хранения информации в памяти, исследованием бессознательного поведения, познания, восприятия.
Главное, на что направлена когнитивная психология – это объяснить поведение человека, опираясь на его познавательные процессы, а исследования познавательных процессов используются в практической работе психологов и в других отраслях психологии, таких как социальная психология, педагогическая психология, теориях искусственного интеллекта, психолингвистике и так далее. Следовательно, когнитивная психология исследует практически все когнитивные процессы: от ощущений и восприятия, распознавания образов, формирования понятий, мышления, воображения.
К основным направлениям когнитивной психологии, получившей широкое распространение во многих странах мира, относят исследования по проблемам психологии развития когнитивных структур, по психологии языка и речи, по разработке когнитивных теорий человеческого и искусственного интеллекта. Актуальным для изучения остается вопрос о том, каковы пределы способности человека к переработке информации.
Все знания, полученные человеком, преобразуются в схемы или так называемые шаблоны, которые хранятся в памяти и извлекаются оттуда по мере необходимостиКак помогает когнитивный психолог
Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.
Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.
Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.
Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.
В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:
-
На первом этапе пациент работает с разными инструментами, помогающими определять ошибочные суждения, а затем находить их причины.
-
На втором этапе пациент при помощи терапевта осваивает приемы корректных соотношений явлений окружающего мира. Задача специалиста показать человеку пользу и вред, преимущества и недостатки существующего конструкта.
-
На третьем этапе пациент должен осознать новый конструкт и начать выстраивать свое поведение на его основе.
Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении.
Кому может помочь специалист?
Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т.д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения). Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение. Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.
Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов.
Какие цели у когнитивно-поведенческой психотерапии?
Цель 1. Добиться того, чтобы пациент изменил отношение к самому себе и перестал думать, что он «никчемный» и «беспомощный», стал относиться к себе как к человеку, склонному делать ошибки (как и все остальные люди) и исправлять их.
Цель 2. Научить пациента контролировать свои негативные автоматические мысли.
Цель 3. Научить пациента самостоятельно находить связь между когнициями и дальнейшим своим поведением.
Цель 4. Чтобы в дальнейшем человек самостоятельно смог анализировать и правильно перерабатывать появившуюся информацию.
Цель 5. Человек в процессе терапии учится самостоятельно принимать решение о замене дисфункциональных разрушительных автоматических мыслей на реалистические жизнеутверждающие.
Принципы когнитивно-поведенческой терапии
В КПТ считается, что эмоции вызываются мыслями, а не наоборот. То, как мы мыслим, влияет на наши убеждения, чувства и поведение. Если изменить мышление — можно изменить жизнь.
Автоматические мысли
Некоторые мысли возникают у нас в голове как бы «на автомате» — мы даже не успеваем их отследить и осознать. Тем не менее, они запускают эмоциональную реакцию.
Например, вы уронили чашку и на автомате подумали «Вот я неуклюжая!». Вы могли даже не заметить эту мысль, но после нее будете ощущать чувство раздражения на себя. И это только одна мысль — а их у нас за день бывает порядка 20. Если каждая из них — негативная, настроение на весь день будет испорчено. А следом возникнет неуверенность в себе, хронический стресс и негативные представления о мире.
КПТ предлагает специальные техники для отслеживания таких мыслей и работы с ними. Суть этих техник в том, чтобы более рационально, со стороны взглянуть на собственные суждения.
Когнитивные искажения
Когнитивные искажения — это ошибочные, нерациональные идеи, которые приводят к психологическим проблемам. Яркий пример когнитивного искажения можно наблюдать, когда человек после пары неудачных отношений говорит «У меня никогда не будет нормальных отношений», «Я не создан для любви» или «Меня все отвергают». Он делает обобщающий вывод на основе недостаточных данных. Проблема в том, что этот вывод реально начинает влиять на его жизнь — ведь он живет, уверенный в своей правоте.
Психотерапевт КПТ предложит клиенту опровергнуть его нерациональные убеждения и заменить их на более реалистичные.
Сколько нужно сеансов?
КПТ считается краткосрочным направлением, однако точную длительность курса предсказать заранее невозможно. Она зависит от нескольких факторов:
-
Сложность запроса
-
Индивидуальные особенности клиента (склонность к рефлексии, готовность к изменениям, доверие к психотерапевту)
-
Возможность и готовность выполнять домашние задания от психотерапевта
Для стандартных запросов (таких, как фобии, низкая самооценка, тревожные состояния) терапия обычно не превышает 20 сеансов. Однако, для работы с ментальными расстройствами и расстройствами личности может потребоваться больше времени — от полугода до года.