Роль психолога в решении конфликтов
Конфликтолог – специалист, который помогает мирно разрешать конфликты, а также предупреждать их возникновение. Профессия требует высшего образования, из личных качеств — стрессоустойчивости и эмпатии.
Хотя со стороны каждое столкновение не совпадающих друг с другом интересов кажется уникальным, в действительности существуют определенные принципы, закономерности, алгоритмы возникновения, протекания и завершения конфликтов. И именно на этой области знаний специализируется конфликтолог. Свое образование он может применять в любых сферах жизни, но чаще всего таких профессионалов нанимают для трудовых коллективов. Ведь от конструктивного разрешения конфликтов, а также от их предупреждения и профилактики, во многом зависит производительность работы сотрудников, а значит – и успех всей организации.
Конфликтология – это и наука, и прикладная область знаний, которая находится на стыке многих дисциплин: психологии, политологии, социологии, педагогики, культурологии, философии, правоведения и других. Изучив все ключевые аспекты работы с конфликтами, специалисты в этой области выполняют следующие основные задачи:
-
исследование психологической обстановки в коллективе;
-
принятие мер для предупреждения конфликтных ситуаций;
-
профилактика конфликтов, помощь в разрешении проблемных вопросов до перехода в стадию активного конфликта;
-
мирное разрешение сложившихся конфликтных ситуаций, посредничество между противоборствующими сторонами для поиска оптимального решения;
-
психологическое сопровождение участников конфликта после его завершения;
-
разработка рекомендаций для снижения уровня напряженности в коллективе (в том числе, перед принятием важных управленческих решений, которые существенно повлияют на структуру организации трудового коллектива).
Грамотный конфликтолог действительно может предупредить, не допустить некоторых столкновений, другим же – позволить случиться, и помочь сторонам разобраться в них. Иначе говоря, конфликты неизбежны в любом коллективе, и специалист должен действовать исходя из того, что будет наиболее полезным, экологичным для участников конкретного сообщества
Конфликтолог — профессия человека, чьи знания и умения позволяют урегулировать конфликтные ситуация в межличностном взаимодействии.Чем может помочь?
Для того, чтобы эффективно действовать в разного рода конфликтных ситуациях, важно всегда иметь возможность выбора той или иной стратегии. Это означает, что нужно иметь не только теоретическое представление, но и практические навыки применения такого способа поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации.
Однако, как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения. Причина тому — индивидуальные особенности личности человека, свойства его характера и темперамента, его собственный опыт конфликтных взаимоотношений в различных сферах жизни, а также установки, которые внушили ему родители, учителя и другие авторитетные и значимые для него люди.
Конфликт – если уж он возник – должен быть использован как инструмент развития, а не разрушения. Для того, чтобы конфликтная ситуация разрешилась по-настоящему позитивно для всех его участников, целесообразным является привлечение психолога для вдумчивой глубокой проработки противоречия, вызвавшего конфликт. Это поможет не просто снять напряженность ситуации, но и позволит действительно избавиться от периодического столкновения с имеющейся проблемой во взаимоотношениях.
Современное управление не может обойтись без эффективных управленческих технологий являющихся сегодня одним из ключевых требований, предъявляемых рынком к организациям любой формы собственности. Динамично меняющаяся экономическая и социальная, конфликтная среда заставляет каждый день искать новые подходы к ведению бизнеса и целевого администрирования.
Конфликтологическое консультирование представляет собой процесс целенаправленной коммуникации с клиентом для оказания методической помощи в исследовании причин конфликта и поиске ресурсов для его разрешения.
Консультирование на предконфликтной стадии или на ранних стадиях развития конфликта является методом, обеспечивающим профилактику возникновения или дальнейшего усугубления конфликта.
Конфликтологическое консультирование позволяет клиенту:
-
провести картографию конфликта и сконструировать его развитие;
-
повысить уровень осознания проблем в конфликте;
-
рефлексивно осознать свои чувства, действия, процесс коммуникации с оппонентом;
-
обеспечить лучшее понимание своих интересов и отойти от деструктивных или тупиковых позиций;
-
реалистично оценить конфликтную ситуацию и самоопределиться в ней, в поисках вариантов конструктивного разрешения конфликта;
-
принять управленческое решение и алгоритм разрешения конфликт.
Конфликтологическое консультирование полезно тем организациям и группам, которые реализуют инновационные проекты и встречают сопротивление изменениям в организации.
Конфликтологическое консультирование обеспечивает выбор средств работы с конфликтом и помогает подготовиться к другим способам преодоления проблем, например, к переговорам, медиации или обращению в суд.
Какие стратегии используются в работе?
Стратегия ухода
Использовать стратегию ухода, избегания — это значит сделать вид, что ничего не произошло. Стратегия избегания полезна, если отношения носят чисто формальный характер. Эта стратегия поможет вам сэкономить время и силы. И это безусловный плюс, если говорить о взаимоотношениях с малознакомыми людьми, которые не представляют для человека важности, ценности. Однако есть и минусы. Они возникают во взаимоотношениях с близкими людьми, которые при этой стратегии не продвигаются дальше, на следующий уровень. Человек, выбравший этот стиль поведения, не отстаивает своего мнения, но и не способствует выигрышу противоположной стороны. Он либо отказывается вступать в диалог, либо систематически медлит в принятии решений. Из-за этого часто возникают ситуации упущенных возможностей для всех участников.
Стратегия уступки
Это также стремление уйти от конфликта, но по иным причинам. Здесь интересы другого человека значительно важнее своих собственных. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов того, с кем возник конфликт. Эту стратегию мы используем тогда, когда отношения для нас важнее, чем собственные интересы. Или когда мы понимаем, что не правы. Или когда чувствуем, что условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае уступка приводит к временному «перемирию» и служит важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
Стратегия принуждения, борьбы
Выбирая эту стратегию поведения, человек высоко оценивает личные интересы в конфликте, интересы же противоположной стороны не принимаются во внимание. Эта стратегия жестко ориентирована на победу в конфликте, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «цель оправдывает средства». Эта стратегия оправдана в случае, когда необходимо навести порядок ради всеобщего благополучия, когда человек берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако при выборе этой стратегии надо помнить, что она эффективна лишь в течение короткого времени. Сторона, которая потерпела поражение, или будет саботировать навязанное ей решение, или вовсе откажется от дальнейшего сотрудничества.
Стратегия компромисса
Компромисс предполагает достижение согласия за счет взаимных уступок. Обе стороны остаются на равных (никто не победил, но никто и не проиграл). Для обеих сторон важно сохранить взаимоотношения, хотя их интересы в результате взаимного компромисса будут удовлетворены не полностью, а только частично. Этому стилю соответствует пословица «лучше синица в руке, чем журавль в небе». Это хороший вариант в том случае, когда остро стоит вопрос времени и достигнуть согласия нужно быстро. Важно, что, в отличие от избегания и принуждения, стратегия компромисса не вредит межличностным отношениям. Правда и идеальным способом разрешения конфликта её тоже назвать нельзя. Она является лишь этапом на пути поиска окончательного решения проблемы.
Стратегия сотрудничества
Это наиболее полное удовлетворение интересов всех конфликтующих сторон. Требует времени и усилий с обеих сторон. Эта стратегия основана на уважении друг к другу и укрепляет взаимоотношения. Являясь одной из самых сложных стратегий, она повышает способность и желание всех участников добиваться общих целей и совместно решать проблемы в будущем. Стратегия сотрудничества направлена на работу с общей проблемой, а не с конфликтом, хотя открыто признает конфликт. Здесь важна установка на прекращение конфликта, готовность к переговорному процессу в случае необходимости и способность всегда предложить несколько альтернативных решений.
Можно ли решить конфликт в семье или с родственниками?
Семейный конфликт – это не повод для беспокойства, если случается редко, и супруги сами способны договориться.
Однако ссоры в семье отличаются от всех других видов конфликтов:
-
между членами семьи уже сформирована тесная эмоциональная связь, что осложняет ситуацию;
-
конфликтующие люди ежедневно взаимодействуют друг с другом;
-
многие семьи придерживаются изолированного образа жизни и не готовы обратиться за помощью к специалисту.
Всё это может усугубить положение. Конечные стадии ссоры — развод или насилие, но некоторые стараются подавить в себе эмоциональную составляющую, замыкаются, отстраняются от реальности.
Наши специалисты помогут решить ваши семейные конфликты и достичь гармонии в отношениях – просто запишитесь на консультацию.
Какими принципами руководствуются конфликтологи?
Первый принцип, преимущество практического подхода. Он заключается в том, что специалисты московской школы конфликтологии не проводят исследование конфликтов ради исследования. Это означает, что результаты исследования предназначены для принятия управленческих решений в целях разрешения проблем в конфликтных ситуациях.
Второй принцип – профессионализм в области практической конфликтологии.
Конфликтологическая услуга – это деятельность, направленная на поиск ресурсов в целях разработки технологий регулирования и разрешения конфликтов.