Кому нужен православный психолог?
Некоторые люди считают, что психологи конкурируют со священниками, борются с ними за души паствы. Другие боятся, что их могут загипнотизировать. Многим, приходиться объяснять, что психология — это не сатанизм. Самое крупное заблуждение — православному человеку психология не нужна, она якобы для неверующих. Но, если у человека не решены внутренние конфликты, есть застарелый невроз, то к духовной жизни у него приступить не получится. Иногда невротизированные люди с агрессивной моделью поведения обличают еретиков, громят выставки и выдают картину совершенно неадекватной нехристианской злобы.
Психолог, который выбирает себе клиентов исключительно по конфессиональному признаку, не психолог. Но если какие-то жизненные установки совершенно несовместимы с базовым христианским мировоззрением, мы понимаем, что верующему специалисту будет сложно найти с этим клиентом взаимопонимание. Психолог должен обсуждать открыто свою позицию и вместе с клиентом решать, есть ли смысл работать дальше.
У священнослужителей те же личностные и семейные проблемы, и нередко им не с кем посоветоваться. Кроме того, у них случается профессиональное выгорание, но они редко обращаются с этим к профессионалам. Считается, что священнослужители должны решать эти проблемы не в душевном, то есть психологическом, а в духовном ключе, обсуждая, например, проблемы со своими духовными отцами, но, к сожалению, они есть далеко не у каждого.
Люди приходят в церковь по разным причинам: хотят обрести душевный покой, избавиться от неврозов, почувствовать Божью благодать. Часто им не хватает того, что в психологии называется безусловным принятием, то есть веры в то, что их может кто-то любить просто так. Люди идут за этим в церковь, а сталкиваются с тем, что им ставят условия, в том числе священнослужители — иногда так же жестко, как родители, мужья, жены, начальники, но только теперь это все считается духовным, освященным авторитетом церкви. Из-за этой жестокости нередко рушатся идеалы — и травма человека не лечится, а только усугубляется.
Возвращаться или не возвращаться после этого в церковь — выбор человека. Даже Господь не посягает на свободу воли, а тем более психологу не подобает этим заниматься. В случае религиозной травмы основные задачи психолога — помочь человеку преодолеть травмирующие обстоятельства и обрести необходимую устойчивость. Иногда такой уход и переосмысление приводит к сознательному приходу в церковь: человек идет уже к Богу, а не за решением своих психологических проблем.
Священник помогает человеку идти ко спасению, а православный психолог — решать жизненные трудности, встающие на этом пути.Деятельность православного психолога
Религиозным людям обратиться за психологической помощью бывает очень трудно. С одной стороны, профессиональные психологи и психотерапевты работают с пациентами вне зависимости от их взглядов и вероисповедания. С другой — есть научные школы и методы, которые церковь не одобряет. Это, например, гипнотерапия (поскольку терапевт в такой ситуации якобы получает власть над волей и сознанием человека) или классический психоанализ, то есть фрейдизм, где психологические конфликты объясняются сексуальными влечениями (правда, и в научных кругах классический психоанализ сегодня уже почти не практикуется). Поэтому религиозные люди иногда специально ищут психолога или психотерапевта, который придерживается того же вероисповедания.
Церковь тяготеет к патриархальному устройству семьи, но в современном обществе эта модель уже не всегда уместна — изменились и социальные, и экономические обстоятельства; все более актуальной становится партнерская модель отношений. Если навязывать себе и своей семье «правильное» поведение, это может привести к невротизации всех ее членов — и взрослых, и детей. Например, в таких семьях запрещено обсуждать секс — даже думать о нем может считаться стыдным. По статистике, 80% подростков, воспитанных в такой семье, отказываются от церковной жизни, как только получают самостоятельность. Остальные часто вступают в ранние браки с такими же детьми из религиозных семей.
Русская православная церковь рассматривает психические заболевания «как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы». Но РПЦ признает, что сводить все психические заболевания лишь к проявлениям одержимости неверно, и в их лечении допустимо использование клинических методов. По мнению РПЦ, для психотерапевтической помощи «душевнобольным» эффективнее всего сочетать пастырскую и врачебную помощь — при разграничении сфер компетенции врача и священника.
В самой церковной среде все чаще говорят о пользе психологического образования. Если священник знает азы, то сумеет определить, нужна ли прихожанину помощь психотерапевта или психиатра. В Москве работает и Институт христианской психологии. На сайте института говорится, что «психология в целом и отечественная школа психологии в особенности весьма далеки от христианских ценностей», но для современного христианского служения бывают нужны психологические знания.
Христианская психология отличается от обычной тем, что «пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека». Человек приходит с какой-то проблемой, что-то его волнует, он смущается, он не может выполнить задачу, связанную с публичным действием. И психолог может ему помочь, то есть научить его действовать определенным образом, но на этом его задача как психолога обрывается. Кроме того, не ставится вопрос о том, что, возможно, способ, которым психолог научил чему-то пациента, на самом деле приносит ему вред. А терапевт, который исповедует направление христианской психологии, всегда будет помнить об этом и будет стараться не совершить ошибки.
Зачем мне нужен православный психолог?
Православного психолога ищут по очень разным причинам. В основном, конечно, из желания безопасности, доверия, ценностного созвучия. Возможно, зная, что психолог его ценности уважает, но не разделяет, клиент будет чувствовать себя менее уютно.
Православие психолога для клиента бывает важным фактором доверия, безопасности и уверенности. Можно спорить с тем, объективен ли такой фактор. Но доверие к специалисту однозначно способствует успеху работы.
Принципиально важной православность психолога становится тогда, когда клиент хочет обсуждать какие-то вопросы, связанные со своей верой, образом Бога или, например, свои отношения с Богом.
То есть, практический религиозный опыт терапевта становится важным, как только и клиент, и терапевт начинают обсуждать вопросы, в которых Бог фигурирует как реально существующий, а не просто какая-то «фигура жизненного мира клиента».
Может ли специалист, быть не православным?
На самом деле, если психолог достаточно профессионален, он будет соблюдать уважение к ценностям клиента, даже если не будет их разделять.
Такова профессиональная этика – ценности и религия клиента под сомнение не ставятся.
В ряде случаев можно сказать, что искать православного психолога – это все равно, что искать православного хирурга. Конечно, приятно, если врач будет одного с тобой мировоззрения, но гораздо важнее, чтобы он умел хорошо делать операции.
Если вопрос клиента касается понимания себя или отношений с другими людьми, пойти он может к любому специалисту. Даже если проблема – в отношениях с прихожанами или внутри религиозной общины, то есть, вопросы вроде бы церковные, на самом деле, суть проблемы, как правило, такая же психологическая – везде люди.
Я боюсь идти к не православному психологу, что делать?
Есть немало мифов о психологах. Например, клиент может бояться, что неправославный психолог будет давать советы вроде «заведи любовника», «разведись», «сделай аборт».
Обычно психолог советов вообще не дает, но очень многие клиенты об этом не знают. Такие предложения говорят о том, что психолог просто не профессионален. То есть, беда не в том, что он неправославный.
Есть отдельный миф, что психолог будет использовать какие-то методики, которые не разрешены православным. Очень боятся Фрейда, просто потому, что в массовом представлении он тесно связан с тематикой сексуальности. Боятся гипноза.
При этом более чем за столетие своего существования психоанализ очень далеко ушел от какой-то акцентированности на сексуальных вопросах, сейчас это – одна из самых уважаемых психотерапевтических школ мирового уровня.
В Русской Православной Церкви нет ни одного постановления Собора или решения Межсоборного присутствия о том, какие методы недопустимо использовать православным. Есть частные мнения отдельных священников, которые, скорее всего, плохо разбираются в предмете; где-то такие мнения стали приходской традицией.
С какими проблемами работает православный психолог?
Психологические проблемы и кризисы, психосоматические, депрессивные, тревожные расстройства – сферы работы православного психолога. Ведь, когда заболевает наше тело, наряду с молитвой, мы все обращаемся за медицинской помощью. И потому разумно, доверить свое психологическое здоровье специалисту психологу.
Непонимание в отношениях с родными и близкими людьми, профессиональное выгорание на работе, могут значительно ухудшить качество жизни и привносят уныние в эмоциональный фон православного христианина. И работа со сложностями в коммуникации и профессиональной сфере также входят в компетенцию психолога.
Существует ряд мифов о том, что психологии присущи оккультные и мистические практики: психологи занимаются трактованием сновидений, предсказанием будущего, меняют сознание, зомбируют своих клиентов – это не так! Для православного психолога, ясность сознания и свобода воли его клиентов имеют исключительную важность!