Когда обращаться к коррекционному психологу?
Задачей психолога в данном случае является развитие компенсаторных способностей ребенка для преодоления дефектов развития психики, а также предупреждение развития вторичных нарушений.
Проводя работу с ребенком, коррекционный психолог, в то же время, оказывает огромную психологическую помощь всем членам семьи и порой становится для них последней надеждой. Вот почему у таких специалистов, помимо высокой квалификации, должны присутствовать особые нравственные, творческие и личностные качества.
Эффективную коррекционную работу можно построить лишь на основе детального психологического обследования. При правильном выборе психокоррекционных приемов и методик для детей с задержкой психического развития, а также с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения коррекционный психолог может добиться значительных результатов, если ему удастся установить личный контакт с ребенком. Причем коррекция не ограничивается лишь проблемами, актуальными на сегодняшний день. Составляя план работы, специалист должен учитывать прогноз и перспективы развития ребенка.
Своевременное обращение к опытному психологу поможет максимально компенсировать нарушения развития ребенка, выявить и реализовать его потенциал, обеспечить благополучное будущее малыша и его успешную интеграцию в общество.
В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка осуществляется коррекция, психолог выбирает наиболее адекватную тактику и, если ученик достигает соответствующих результатов, он из коррекционного может перейти в обычный класс. Таким образом, судьба ребенка во многом зависит от коррекционного психолога, его квалификации и преданности своему делу.
Школьные психологи делают важнейшее дело и многие из них являются профессионалами высокого класса, настоящими энтузиастами. Однако из-за большой загруженности возможности таких специалистов ограничены. Поэтому наилучшим решением в подобных ситуациях является обращение к частному коррекционному психологу, который имеет возможность проводить индивидуальную работу с ребенком.
Помогает детям и взрослым с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи и нарушением интеллекта.
Как проходит консультация?
Работа с людьми, имеющими дефекты развития, не может проходить по стандартной схеме, применяемой психологами других профилей и направлений. Тренинги и доверительные беседы часто неэффективны и не позволяют выяснить причины задержки развития, которые не всегда связаны с физическими отклонениями. Довольно часто дефекты развития и социальной адаптации детей и взрослых связаны с психической депривацией в раннем детском возрасте. Ребенок ощущает недостаток внимания и материнской любви либо постоянно находится в замкнутом пространстве, без ярких впечатлений и контактов со сверстниками. Это приводит к аномальному развитию, агрессии, социопатии и депрессивным состояниям.
Обнаружить эти причины удается в ходе регулярной работы с коррекционным психологом, который применяет следующие
-
методики психодиагностики:
-
психофизиологический анализ;
-
анамнестические методики;
-
биографические методы диагностики;
-
изучение продуктов творчества.
Лечение пациентов этой группы также проводится нестандартными методами. Проще всего наладить контакт в ходе игровой терапии, сказкотерапии и при реализации арт-методик, связанных с проявлением творческой активности маленького пациента. Во время сеанса малышу предлагается рисовать, лепить, играть с песком и создавать аппликации. На уровне фантазии и ассоциаций, коррекционный психолог вырабатывает навыки коммуникации и закладывает поведенческие нормы. Кроме того, такая терапия дает возможность развить память, мелкую моторику рук и речевую функцию.
При работе со взрослыми пациентами, особенно эффективны эмоционально-образные методики и элементы сенсорной интеграции, которые позволяют усилить сигналы, поступающие в мозг от различных органов чувств. Также возможна канистерапия.
Какие проблемы можно решить?
-
аутистические симптомы у детей;
-
задержка или своеобразие психосоциального развития личности;
-
нарушение коммуникации с окружающими людьми;
-
проблемы в обучении и усвоении новой информации;
-
девиантное поведение, не соответствующее социальным нормам;
-
диссоциальные расстройства личности;
-
сильные фобии и панические состояния;
-
повышенная возбудимость и склонность к агрессии;
-
задержка развития речевых навыков;
-
задержка психического развития (ЗПР);
-
детский церебральный паралич (ДЦП);
-
синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
-
общее недоразвитие речи (ОНР);
-
дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья);
-
инвалидность;
-
после травм, операций;
-
ранний детский аутизм (РДА).
Коррекционные направления работы
Коррекция поведения у детей, проводиться сотрудниками, которые обладают необходимыми знаниями и навыками в сфере психологического и психосоматического развития ребенка. Мы оказываем помощь пациентам для коррекции поведения, с целью устранить подобные особенности развития.
Для работы с малышами в нашем центре используются различные методы:
-
групповая терапия – включает в себя игровую, нейропсихологическую и коррекцию личностного роста в группе детей со схожей симптоматикой;
-
индивидуальную – позволяет воздействовать на ребенка посредством убеждения, подражания и подкрепления, без посторонних;
-
семейную – проходит в кругу ближайших родственников или опекунов ребенка, позволяет взаимодействовать и влиять друг на друга сразу всем членам семьи.
Так, как дети младшего дошкольного возраста отличаются меньшей усидчивостью, эффективность имеют занятия в игровой форме – они легче воспринимаются и позволяют усваивать большее количество полезной информации. Действенной методикой устранения нарушений в поведении у маленьких детей считается песочная терапия. В процессе такой игры ребенок учиться выстраивать собственные мысли в логичные цепочки, активно выражает свои эмоции и освобождается от страхов, поскольку игровое пространство имеет четкие безопасные границы.
Когда ребенку нужен специалист по коррекции?
Родители часто стесняются обратиться к специалисту, если возникают проблемы с детьми. Они боятся вмешательства постороннего человека в личную жизнь. Но цель психолог как раз помочь разобраться в проблеме, исправить поведение ребенка максимально щадящими корректными способами.
Детям требуется помощь психолога, если:
-
родители замечают со стороны ребенка необъяснимую агрессию;
-
малыш не может адаптироваться к школе или детскому саду, постоянно плачет или конфликтует со сверстниками;
-
у ребенка имеются проблемы с обучением;
-
малыш заикается, испуган;
-
ребенка мучают ночные страхи.
Без помощи специалиста не обойтись, если имеются:
-
нарушения психологического развития, речи;
-
расстройства учебных навыков: дисграфия (нарушение письма), дислексия (расстройство чтения), нейрогенный мочевой пузырь;
-
расстройства настроения: депрессивные и тревожные состояния, панические атаки;
-
невротические реакции;
-
установленные расстройства питания (ожирение, нервная анорексия или булимия);
-
психосоматические заболевания: нейродермит, ревматоидный артрит, проблемы с желудочно-кишечным трактом,
-
психогенные боли разной локализации;
-
психологические и поведенческие расстройства, связанные с сексуальным развитием и ориентации в детском и подростковом возрасте.
Осознанные родители обращаются к детскому психологу для установления готовности ребенка к посещению детских садов и школы. Многие вместе с психологом успешно решают проблемы сниженной мотивации к обучению, агрессивности ребенка, наличия тревог, ночных страхов. Также в топ-причин обращения к психологу входят гиперактивность и, наоборот, замкнутость малыша, трудности с адаптацией в детских коллективах, помощь после психотравмирующих ситуаций и необходимость дополнительного лечения в случае наличия психосоматических заболеваний